Если ваш ребенок рассеян…
-Принимайте ребенка таким, какой он есть.
-Не ругайте за то, что он рассеян.
-Не ставьте рабочий стол ребенка рядом с окном. Уберите с него посторонние предметы.
Устраните шумы, способные отвлечь его от интеллектуальной деятельности.
-Научите ребенка планировать свою деятельность. При выполнении учебных заданий научите пользоваться алгоритмами (программой действий) и на первых порах помогите их составить.
-Поддерживайте четкий распорядок дня.
-Используйте зрительные опоры для устных инструкций, заданий.
-Давайте ребенку только одно задание и достаточное количество времени для его выполнения. Во время работы не отвлекайте его.
-Учите ребенка ставить цель, планировать действия в соответствии с целью, выполнять
действия, сличать результат с запланированным.
-Научите рассеянного ребенка вязать, шить, вышивать, фотографировать, выжигать и т. д., так как эти виды деятельности способствуют развитию усидчивости и сосредоточенности.
-Поручайте рассеянному ребенку ответственные задания, требующие поэтапного достижения цели. В случае необходимости осторожно направляйте его.
-Чаще просите проверить ошибки в чьей либо тетради, выполнить кропотливую работу (перебрать пшено и т. д.)
-Поощряйте и хвалите за все виды деятельности, требующие концентрации внимания, усидчивости и сосредоточенности.
Если ребенок застенчив…
-Выражайте безусловное расположение ребенку.
-Обращайтесь с застенчивым ребенком доброжелательным тоном. Только такое общение не спровоцирует повышения уровня тревожности.
-Чаще поощряйте застенчивых. Поощряйте не только проявление способностей и знаний, но также эмоций и чувств.
-Всегда сами предлагайте помощь ребенку. Так как он сам не способен её попросить.
-Заранее разъясните ребенку новую ситуацию и что от него требуется, так как застенчивые дети тревожны в непредсказуемых положениях.
-Позволяйте ребенку делать ошибки. Учите их идти на разумный риск и переносить поражения. Учите тому , что неудача-это либо неправильно выбранная цель, либо неправильно выбранные средства.
-Помогите застенчивым найти и оценить в себе то, что есть в них хорошего, приучая принимать похвалу без лишнего смущения.
-Не предъявляйте ребенку требований, неадекватных его возможностям.
-Помните, что застенчивому ребенку необходима стабильность во всем, ибо любые изменения для них крайне болезненны.
-Чаще прикасайтесь к ребенку, гладьте его, обнимайте. Прикосновение успокаивает, лечит и стабилизирует ребенка.
-Поощряйте совместную игру застенчивого ребенка с другими детьми.
-Учите ребенка умению общаться с другими людьми. Чаще посылайте его в магазины или с какими -либо поручениями к вашим друзьям, соседям.
-Общайтесь с застенчивым ребенком на уровне его роста, «глаз – в - глаз», т.е. в буквальном смысле склоняйтесь к нему, чтобы ваши глаза встретились в процессе разговора. Всегда сами предлагайте помощь ребенку, так как он сам не способен её попросить.
-Создайте атмосферу доверия в своем доме: пусть дети имеют возможность говорить о своих проблемах открыто и безбоязненно.
-Будьте открыты и искренни. Не давайте обещаний, которые не можете выполнить.
Если ребенок тревожен и испытывает страхи…
-Принимайте ребенка таким, какой он есть, давая ему возможность измениться.
-Ваш ребенок должен чувствовать стабильность, спокойствие, доброжелательность.
-Насыщайте ребенка позитивными эмоциями: чаще смотрите «добрыми глазами», осуществляйте тактильный контакт в соответствии с возрастом ребенка, оказывайте пристальное внимание ему и его проблемам, слушайте ребенка «активно».
-Относитесь к страхам и тревогам ребенка с пониманием: не смейтесь, не пытайтесь насильно преодолеть страх.
-Запаситесь терпением. Если ничего не помогает, нужно общаться с ребенком так, как если бы он был на несколько лет младше (уровень защиты для ребенка тогда был больше).
-Удалите из окружения ребенка тревожных и истеричных людей.
-Не рассказывайте ребенку страшные истории не только на ночь, но и днем. Не читайте газетную хронику происшествий. Не смотрите страшные кинофильмы.
-Занимайте ребенка какой-либо деятельностью в течение дня. Если ему нечем заняться, он может вновь возвращаться к своим переживаниям.
-Заранее проиграйте с ребенком ситуацию, вызывающую тревогу. Разберите её во всех подробностях, с трудными моментами, тщательно продумайте и прорепетируйте его собственное поведение.
-Объясните ребенку, что собой представляет пугающий объект, как он устроен, «откуда берется».
-Запаситесь терпением, так как мгновенных результатов добиться трудно.
-Если страхи ребенка не проходят и имеют навязчивый характер, прибегните к помощи специалиста.
Если ребенок агрессивен…
-Любите и принимайте ребенка таким, каков он есть.
-Ликвидируйте все агрессивные формы поведения среди близких, помня, что ребенок всегда подражает тому, за чем привык наблюдать.
-Предъявляя ребенку свои требования, учитывая не свои желания, а его возможности.
-Гасите конфликт еще в зародыше, направляя интерес ребенка в другое русло.
-Учите ребенка правильному общению со сверстниками и взрослыми.
-Расширяйте кругозор ребенка.
-Включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивая его значимость в выполняемом.
-Игнорируйте легкие проявления агрессивности ребенка, не фиксируйте на ней внимания окружающих.
-Установите строгий запрет на агрессивные действия ребенка. Пытайтесь понять причины протеста и сопротивления ребенка и исключите их.
-Включите агрессивные действия в контекст игры и придайте им новый социально-приемлемый и эмоционально-наполненный смысл.
Бороться с агрессивностью нужно:
-Терпением. Это самая большая добродетель, какая только может быть у родителей.
-Объяснением. Объясните ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратким.
-Отвлечением. Постарайтесь предложить вашему ребенку что-нибудь более привлекательное, чем то, что он пытается делать.
-Неторопливостью. Не спешите наказывать ребенка - подождите, пока поступок повторится.
-Наградами. Если вы похвалили ребенка за хорошее поведение, вместо того чтобы считать его обычным, то одно это пробудит в нем желание еще раз услышать вашу похвалу.
Если ребенок лжет…
-Любите и принимайте ребенка таким, какой он есть, со всеми его недостатками и достоинствами.
-Уча ребенка честности, будьте честны сами. Ребенок должен понимать, что вы не можете смириться с ложью и всякая неправда вам чужда. Даже умолчание для вас – тоже ложь.
-Чем лучше будет ребенок чувствовать себя в вашем обществе, тем более хорошее представление у него сложится о себе самом и тем реже у него будет возникать желание солгать.
-Чаще хвалите, ободряйте ребенка, поощряйте за хорошие поступки.
-Если вы уверены, что ребенок лжет, постарайтесь вызвать его на откровенность и выяснить причину лжи.
-Причинами лжи могут служить следующие проблемы: нужда в похвале или проявлении любви взрослого; попытка избежать наказания; попытка скрыть свою вину; желание выразить свою враждебность тому , кому лжет.
-Найдя возможную причину лжи, постарайтесь действовать и помочь ребенку так, чтобы разрешить его проблему.
-Не наказывайте ребенка, если он сам сознается во лжи, дав оценку собственному проступку.
-Сделайте все от вас зависящее, чтобы у ребенка не было заниженной самооценки.
Если ребенок медлителен…
-Любите и принимайте своего ребенка таким, каков он есть.
-Не торопите его, поощряйте, подбадривайте словом, взглядом, прикосновением.
-Наберитесь терпения. Работа с медлительными детьми очень утомительна и требует умения сдерживаться, не повышать голос.
-Никогда не позволяйте ребенку работать «на время». Временной цейтнот категорически противопоказан медлительному ребенку.
-Всемерно способствуйте развитию уверенности в своих силах. Работайте с ним на «положительном подкреплении»: при неудачах - подбодрите, самый ничтожный успех- подчеркните. Всегда создавайте ситуацию успеха.
-Всегда помните о том, что такому ребенку нужно время «на раскачку».
-Используйте приемы опережающего воздействия. Заранее напоминайте, создавайте условия, облегчающие ребенку выполнение задания в более быстром темпе.
-Привлекайте к совместной деятельности. Ребенок, заражаясь общим настроением, стремится согласовать свои действия с действиями других.
-Стремитесь к строгому соблюдению режима дня.
-Вырабатывайте у ребенка чувство времени.
-Привлекайте ребенка к занятиям физической культурой, ритмикой.
-Чаще переключайте внимание ребенка в процессе деятельности.
Если ребенок гипердинамичен…
-Любите и принимайте ребенка таким, каков он есть.
-Четко придерживайтесь режима дня.
-Строго разграничьте целенаправленную и бесцельную подвижность.
-Организуйте целенаправленную активность через игру. Игра обязательно должна быть со смыслом.
-Приобщайте ребенка к организованным подвижным играм, в которых он может расходовать избыточную энергию.
-Приобщайте ребенка к командным играм, где ребенок может подчиняться определенным требованиям, ставить перед собою цель и стремиться выполнить её.
-Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания.
-Ограничьте просмотр остросюжетных телепередач.
-Ограничьте количество беспокойных и шумных приятелей.
-Не принимайте у себя большое количество гостей и не ходите с ребенком в шумные компании.
-Хвалите ребенка в каждом случае, если он этого заслуживает, подчеркивайте его успехи. Это даст ребенку уверенность в своих силах.
-Говорите с ним сдержанно, спокойно, мягко.
-Учите сдерживать «бурлящие» эмоции и постарайтесь не выплескивать свои.
-Старайтесь гасить конфликты, в которых замешан ваш ребенок, в зародыше.
-Будьте последовательны в наказаниях и поощрениях ребенка. Если возникла необходимость отчитать, проработать - делайте это не грубо, а взволнованно и эмоционально.
-Наказывать гипердинамичного ребенка можно только неподвижностью.
-Следите за дисциплиной. Устраняйте влияние всепрощающих взрослых.
Если ребенок плохо запоминает…
-Учите ребенка ставить цель запомнить надолго.
-При подготовке уроков следует чередовать способы работы: конспектирование, запоминание со слуха, использование схем, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.
-Для того чтобы лучше запомнить текст, нужно прочитать его вслух,
-Ребенок лучше запомнит тогда, когда перескажет прочитанное .
-Во время заучивания ребенок должен понять то, что нужно запомнить.
-Для осмысления запоминаемого текста можно использовать следующую схему: 1. О чем или о ком говориться в тексте. 2. Что об этом говориться.
-При запоминании пользуйтесь смысловыми опорами, смысловым соотнесением и смысловой группировкой - кто хорошо осмысливает, хорошо запоминает и долго помнит.
-Готовить уроки следует сразу же в день объяснения нового материала, так как забывание активнее всего происходит в первые 24 часа. После математики учите историю, после физики – литературу: память любит разнообразие.
-При подготовке материала день в день следует разделять во времени понимание и запоминание.
-Лучше учить по одному часу семь дней , чем семь часов подряд в один день.
-Учить материал нужно в определенное время, чтобы выработать режим. Вечером, перед сном нужно повторить выученное.
-Не учите стихи по столбикам. Короткие заучивайте целиком, длинные разбивайте на порции.