"Нестандартный" ребенок

Если ваш ребенок рассеян…

-Принимайте ребенка таким,  какой он есть.

-Не ругайте за то, что он рассеян.

-Не ставьте рабочий стол ребенка рядом с окном. Уберите с него посторонние предметы.

Устраните шумы, способные отвлечь его от интеллектуальной деятельности.

-Научите ребенка планировать свою деятельность. При выполнении учебных заданий научите пользоваться алгоритмами (программой действий) и на первых порах помогите их составить.

-Поддерживайте четкий распорядок дня.

-Используйте зрительные опоры для устных инструкций, заданий.

-Давайте ребенку только одно задание и достаточное количество времени для его выполнения. Во время работы не отвлекайте его.

-Учите ребенка ставить цель, планировать действия в соответствии с целью, выполнять

действия, сличать результат с запланированным.

-Научите рассеянного ребенка вязать, шить, вышивать, фотографировать, выжигать и т.  д., так как эти виды деятельности способствуют развитию усидчивости и сосредоточенности.

-Поручайте рассеянному ребенку ответственные задания, требующие поэтапного достижения цели. В случае необходимости осторожно направляйте его.

-Чаще просите проверить ошибки в чьей либо тетради, выполнить кропотливую работу (перебрать пшено и т. д.)

-Поощряйте и хвалите за все виды деятельности, требующие концентрации внимания, усидчивости и сосредоточенности.

 

Если ребенок застенчив…

-Выражайте безусловное расположение ребенку.

-Обращайтесь с застенчивым ребенком доброжелательным тоном. Только такое общение не спровоцирует повышения уровня тревожности.

-Чаще поощряйте застенчивых. Поощряйте не только проявление способностей и знаний, но также эмоций и чувств.

-Всегда сами предлагайте помощь ребенку. Так как он сам не способен её попросить.

-Заранее разъясните ребенку новую ситуацию и что от него требуется, так как застенчивые дети тревожны в непредсказуемых положениях.

-Позволяйте ребенку делать ошибки. Учите их идти на разумный риск и переносить поражения. Учите тому ,  что неудача-это либо неправильно выбранная цель, либо неправильно выбранные средства.

-Помогите застенчивым найти и оценить в себе то, что есть в них хорошего, приучая принимать похвалу без лишнего смущения.

-Не предъявляйте ребенку требований, неадекватных его возможностям.

-Помните, что застенчивому ребенку необходима стабильность во всем, ибо любые изменения для них крайне болезненны.

-Чаще прикасайтесь к ребенку, гладьте его, обнимайте. Прикосновение успокаивает, лечит и стабилизирует ребенка.

-Поощряйте совместную игру застенчивого ребенка с другими детьми.

-Учите ребенка умению общаться с другими людьми. Чаще посылайте его в магазины или с какими -либо поручениями к вашим друзьям, соседям.

-Общайтесь с застенчивым ребенком на уровне его роста, «глаз – в - глаз», т.е. в буквальном смысле склоняйтесь к нему, чтобы ваши глаза встретились в процессе разговора.  Всегда сами предлагайте помощь ребенку, так как он сам не способен её попросить.

-Создайте атмосферу доверия в своем доме: пусть дети имеют возможность говорить о своих проблемах открыто и безбоязненно.

-Будьте открыты и искренни. Не давайте обещаний, которые не можете выполнить.

 

Если ребенок тревожен и испытывает страхи…

-Принимайте ребенка таким, какой он есть, давая ему возможность измениться.

-Ваш ребенок должен чувствовать стабильность, спокойствие, доброжелательность.

-Насыщайте ребенка позитивными эмоциями: чаще смотрите «добрыми глазами», осуществляйте тактильный контакт в соответствии с возрастом ребенка, оказывайте пристальное внимание ему и его проблемам, слушайте ребенка «активно».

-Относитесь к страхам и тревогам ребенка с пониманием: не смейтесь, не пытайтесь насильно преодолеть страх.

-Запаситесь терпением. Если ничего не помогает, нужно общаться с ребенком так, как если бы он был на несколько лет младше (уровень защиты для ребенка тогда был больше).

-Удалите из окружения ребенка тревожных и истеричных людей.

-Не рассказывайте ребенку страшные истории не только на ночь, но и днем. Не читайте газетную хронику происшествий. Не смотрите страшные кинофильмы.

-Занимайте ребенка какой-либо деятельностью в течение дня. Если ему нечем заняться, он может вновь возвращаться к своим переживаниям.

-Заранее проиграйте с ребенком ситуацию, вызывающую тревогу. Разберите её во всех подробностях, с трудными моментами, тщательно продумайте и прорепетируйте его собственное поведение.

-Объясните ребенку, что собой представляет пугающий объект, как он устроен, «откуда берется».

-Запаситесь терпением, так как мгновенных результатов добиться трудно.

-Если страхи ребенка не проходят и имеют навязчивый характер, прибегните к помощи специалиста.

 

Если ребенок агрессивен…

-Любите и принимайте ребенка таким, каков он есть.

-Ликвидируйте все агрессивные формы поведения среди близких, помня, что ребенок всегда подражает тому, за чем привык наблюдать.

-Предъявляя ребенку свои требования, учитывая не свои желания, а его возможности.

-Гасите конфликт еще в зародыше, направляя интерес ребенка в другое русло.

-Учите ребенка правильному общению со сверстниками и взрослыми.

-Расширяйте кругозор ребенка.

-Включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивая его значимость в выполняемом.

-Игнорируйте легкие проявления агрессивности ребенка, не фиксируйте на ней внимания окружающих.

-Установите строгий запрет на агрессивные действия ребенка. Пытайтесь понять причины протеста и сопротивления ребенка и исключите их.

-Включите агрессивные действия в контекст игры и придайте им новый социально-приемлемый и эмоционально-наполненный смысл.

Бороться с агрессивностью нужно:

-Терпением. Это самая большая добродетель, какая только может быть у родителей.

-Объяснением. Объясните ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратким.

-Отвлечением. Постарайтесь предложить вашему ребенку что-нибудь более привлекательное, чем то, что он пытается делать.

-Неторопливостью. Не спешите наказывать ребенка - подождите, пока поступок повторится.

-Наградами. Если вы похвалили ребенка за хорошее поведение, вместо того чтобы считать его обычным, то одно это пробудит в нем желание еще раз услышать вашу похвалу.

 

Если ребенок лжет…

-Любите и принимайте ребенка таким, какой он есть, со всеми его недостатками и достоинствами.

-Уча ребенка честности, будьте честны сами. Ребенок должен понимать, что вы не можете  смириться с ложью и всякая неправда вам чужда. Даже умолчание для вас – тоже ложь.

-Чем лучше будет ребенок чувствовать себя в вашем обществе, тем более хорошее представление у него сложится о себе самом и тем реже у него будет возникать желание солгать.

-Чаще хвалите, ободряйте ребенка, поощряйте за хорошие поступки.

-Если вы уверены, что ребенок лжет, постарайтесь вызвать его на откровенность и выяснить причину лжи.

-Причинами лжи могут служить следующие проблемы: нужда в похвале или проявлении любви взрослого; попытка избежать наказания; попытка скрыть свою вину; желание выразить свою враждебность тому , кому лжет.

-Найдя возможную причину лжи, постарайтесь действовать и помочь ребенку так, чтобы разрешить его проблему.

-Не наказывайте ребенка, если он сам сознается во лжи, дав оценку собственному проступку.

-Сделайте все от вас зависящее, чтобы у ребенка не было заниженной самооценки.

 

Если ребенок медлителен…

-Любите и принимайте  своего ребенка таким, каков он есть.

-Не торопите его, поощряйте, подбадривайте словом, взглядом, прикосновением.

-Наберитесь терпения. Работа с медлительными детьми очень утомительна и требует умения сдерживаться, не повышать голос.

-Никогда не позволяйте ребенку работать «на время». Временной цейтнот категорически противопоказан медлительному ребенку.

-Всемерно способствуйте развитию уверенности в своих силах. Работайте с ним на «положительном подкреплении»: при неудачах - подбодрите, самый ничтожный успех- подчеркните. Всегда создавайте ситуацию успеха.

-Всегда помните о том, что такому ребенку нужно время «на раскачку».

-Используйте приемы опережающего воздействия. Заранее напоминайте, создавайте условия, облегчающие ребенку выполнение задания в более быстром темпе.

-Привлекайте к совместной деятельности. Ребенок, заражаясь общим настроением, стремится согласовать свои действия с действиями других.

-Стремитесь к строгому соблюдению режима дня.

-Вырабатывайте у ребенка чувство времени.

-Привлекайте ребенка к занятиям физической культурой, ритмикой.

-Чаще переключайте внимание ребенка в процессе деятельности.

 

Если ребенок гипердинамичен…

-Любите и принимайте ребенка таким, каков он есть.

-Четко придерживайтесь режима дня.

-Строго разграничьте целенаправленную и бесцельную подвижность.

-Организуйте целенаправленную активность через игру. Игра обязательно должна быть со смыслом.

-Приобщайте ребенка к организованным подвижным играм, в которых он может расходовать избыточную энергию.

-Приобщайте ребенка к командным играм, где ребенок может подчиняться определенным требованиям, ставить перед собою цель и стремиться выполнить её.

-Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания.

-Ограничьте просмотр остросюжетных телепередач.

-Ограничьте количество беспокойных и шумных приятелей.

-Не принимайте у себя большое количество гостей и не ходите с ребенком в шумные компании.

-Хвалите ребенка в каждом случае, если он этого заслуживает, подчеркивайте его успехи. Это даст ребенку уверенность в своих силах.

-Говорите с ним сдержанно, спокойно, мягко.

-Учите сдерживать «бурлящие» эмоции и постарайтесь не выплескивать свои.

-Старайтесь гасить конфликты, в которых замешан ваш ребенок, в зародыше.

-Будьте последовательны в наказаниях и поощрениях ребенка. Если возникла необходимость отчитать, проработать - делайте это не грубо, а взволнованно и эмоционально.

-Наказывать гипердинамичного ребенка можно только неподвижностью.

-Следите за дисциплиной. Устраняйте влияние всепрощающих взрослых.

 

Если ребенок плохо запоминает…

-Учите ребенка ставить цель запомнить надолго.

-При подготовке уроков следует чередовать способы работы: конспектирование, запоминание со слуха, использование схем, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.

-Для того чтобы лучше запомнить текст, нужно прочитать его вслух,

-Ребенок лучше запомнит тогда, когда перескажет  прочитанное .

-Во время заучивания ребенок должен понять то, что нужно запомнить.

-Для осмысления запоминаемого текста можно использовать следующую схему: 1. О чем или о ком говориться в тексте. 2. Что об этом говориться.

-При запоминании пользуйтесь смысловыми опорами, смысловым соотнесением и смысловой группировкой - кто хорошо осмысливает, хорошо запоминает и долго помнит.

-Готовить уроки следует сразу же в день объяснения нового материала, так как забывание активнее всего происходит в первые 24 часа. После математики учите историю, после физики – литературу: память любит разнообразие.

-При подготовке материала день в день следует разделять во времени понимание и запоминание.

-Лучше учить по одному часу семь дней , чем семь часов подряд в один день.

-Учить материал нужно в определенное время, чтобы выработать режим. Вечером, перед сном нужно повторить  выученное.

-Не учите стихи по столбикам. Короткие заучивайте целиком, длинные разбивайте на порции.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

минобрнауки.рф

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

edukuban.ru

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

МО КАВКАЗСКИЙ РАЙОН

uo.kvz.kubannet.ru

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ

 ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

obrnadzor.gov.ru